Современный этап космонавтики можно назвать этапом инерциальной космонавтики. На этом этапе двигатель является стартовым ускорителем. Космический корабль разгоняется с помощью реактивного двигателя до скорости, необходимой для решения поставленных задач, а далее всё пе­ремещение в космическом пространстве происходит по инерции, в сво­бодном движении.

Недостатки этого этапа очевидны.

Время полёта даже до ближайших внеземных объектов, могущих пред­ставить хозяйственный интерес, составляет годы, что слишком велико. Исключение составляет Луна.

Весь полёт происходит в физиологически неблагоприятном и сложном для жизненного существования невесомом состоянии.

Поэтому этот этап является этапом ознакомления и научного иссле­дования внеземного пространства. Хозяйственное освоение Солнечной системы на базе инерциальной космонавтики невозможно.

Необходим переход к новому этапу развития космонавтики. Этот этап можно назвать этапом весомой космонавтики. В ней весь полёт будет про­исходить при работающих двигателях, в результате чего механическое со­стояние на космическом корабле будет весомым.

Одним из простейших вариантов достижения планет является пря­молинейный полёт. В этом полёте двигатель первую часть полёта на­правлен в сторону старта, и полёт происходит ускоренно. Затем произ­водится переворот корабля на 180 градусов, двигатели направляются в сторону финиша, и вторая часть полёта происходит замедленно. В ре­зультате к цели космический корабль подходит с погашенной скоро­стью, что позволяет совершить либо посадку, либо переход на орбиту искусственного спутника, с которой и производится разгрузка косми­ческого лайнера каботажными (орбитальными) транспортными сред­ствами.

зменение динамических и кинематических ха­рактеристик полётаНа рис. 1 показаны изменение динамических и кинематических ха­рактеристик полёта. В таблице приведены характеристики полёта на различные тела Солнечной системы при различных крейсерских весо-мостях W.

Мы видим, что в условиях весомого полёта Солнечная система приоб­ретает антропоморфные размеры. Даже при весомости в 100 раз меньше земной длительность полёта соответствует длительности океанских пла­ваний в эпоху паруса. При этом весь полёт происходит в гораздо более комфортных весомых условиях.

Недостатком прямолинейного полёта является то, что весь полёт происходит в эклиптической плоскости, в которой содержится основ­ное вещество Солнечной системы, в том числе астероиды, кометы, ма­лые вещественные фрагменты, попадающие на Землю в виде метеоров и метеоритов. При громадных скоростях полёта, могущих доходить до тысяч км/с полёт внутри эклиптики может представить большую опас­ность.

Более безопасным представляется циклоидальный полёт. В этом по­лёте движение с максимальными скоростями происходит за пределами эклиптики, где плотность вещества существенно меньше (рис. 2).

Схема внеэклиптического циклоидального полетаВ таком полёте старт корабля осуществляется в направлении зени­та, перпендикулярно плоскости эклиптики, и одновременно кораблю придается постоянное вращение в сторону цели. Траектория движения подобна движению точки на ободе катящегося по плоскости колеса и является циклоидальной. Времена в циклоидальном полёте лишь на 25% превышают времена прямолинейного полёта при той же весомости. Но обеспечение безопасности упрощается. Важным достоинством является и отсутствие фазы разворота корабля в середине полёта с необходимо­стью выключения двигателей и появлением больших боковых нагрузок в этой операции.

Для навигационных целей должна использоваться система виртуаль­ной реальности, которая позволит представить движение корабля среди планет и планетарного вещества в реалистичном виде.

Но понятно, что и Солнечная система не может явиться источником ресурсов на все времена. И рано или поздно встанет задача освоения но­вых ресурсов, задача перемещения Человека в новые звёздные системы. Должен наступить третий этап космонавтики, этап освоения галактиче­ского пространства.

На первый взгляд, в настоящее время не видно путей решения этой задачи, отвечающих современному уровню научного знания. Ведь рас­стояния до ближайших звёзд исчисляются световыми годами и парсе­ками. И об использовании реактивного движителя речи быть не может. Казалось бы, можно положиться лишь на то, что будущее научное раз­витие создаст средства межзвёздных путешествий на неизвестных нам принципах.

Но думается, что современный уровень научного знания позволяет вы­двинуть достаточно научнеобоснованное предположение о третьем эта­пе космонавтики, связанном с освоением и заселением человеком новых звёздных систем. Для этого нужно, конечно, пересмотреть некоторые мо­менты человеческого личного и общественного существования

Этот этап можно назвать этапом инерционно-гравитационной космонав­тики. Мы вновь возвращаемся к инерционному, свободному движению, но космическим кораблем на этом этапе должны стать небесные тела раз­мером с Луну, на которых уже имеется гравитационная весомость и на которых можно разместить «экипаж» в тысячи и даже миллионы человек и обеспечить их ресурсами на тысячелетья и средствами освоения новых миров.

С помощью некоторых мощных воздействий, например, направлен­ными термоядерными шахтными взрывами, выбранное небесное тело от­рывается от своего «хозяина» и направляется в межзвездный полёт. В про­цессе пересечения Солнечной системы возможно управление полётом корабля таким образом, чтобы происходило гравитационное ускорение при пролетах вблизи планет, и корабль вылетал за пределы Солнечной системы с достаточной скоростью. Сам полёт может происходить в тече­ние нескольких тысячелетий, причём социум корабля будет достаточно большим, чтобы обеспечить стабильное и психологически комфортное его существование в течение всего путешествия. Через тысячелетия, ког­да, возможно сменится много поколений, «корабль» прибывает к вы­бранной звездной системе, тормозится и осуществляется управляемый захват полем звезды на наиболее благоприятном расстоянии. В дальней­шем происходит освоение новой звездной системы. Так как Солнечная система лишилась запуском межзвездного корабля части своих ресурсов, колонизаторы отправляют назад в сторону Солнечной системы одну или несколько планет или иных объектов, которые восполнят Солнечные ре­сурсы. А новая звездная система точно так же со временем пошлет новые космические корабли в сторону новых звёздных систем. Так, в течение многих тысяч и миллионов лет будет происходить постепенное освоение галактического пространства и заселение его «человеком» с одновремен­ным потоком в сторону Земли ресурсных материалов из иных звёздных систем для обеспечения «вечной» жизни в колыбели Человечества. Мы не знаем, какие изменения произойдут в этом процессе с самим челове­ком, который сам может стать объектом генной и иной инженерии для лучшего приспособления к существованию в иных мирах, но то, что он останется Существом Разумным — вряд ли есть сомнения. Ведь именно для оплодотворения вселенной Разумом, возможно, и создала Природа или Высшая Сила, тут каждый может думать по-своему, Человека на из­бранной, затерянной в глубинах Вселенной, точке — Земле.

В. М. ЮРОВИЦКИЙ