Валентин Петрович Глушко

Валентин Петрович Глушко

Валентин Петрович Глушко (1908—1989) — это человек, вдохнувший жизнь в самые знаменитые советские ракеты. Под его руководством были созданы десятки мощных реактивных двигателей.

Глушко родился в Одессе, в 1924 году окончил 4-ю профтехшколу «Металл» им. Троцкого. Несмотря на разнообразие занятий, будущий генеральный конструктор удивительно рано определился с выбором жизненного пути. С 1923 года (с 15 лет!) Глушко состоял в переписке с К. Э. Циолковским, в то же время он работал над книгой «Проблема эксплуатации планет» и публикует статьи на тему освоения космоса.

В 1925 году Глушко поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. Учеба осложнялась денежными проблемами, однако Валентину Петровичу удалось совмещать ее с активной научной работой.

В 1933 году Глушко возглавил отдел Ракетного НИИ, спустя три года становится главным конструктором жидкостных реактивных двигателей. В это время под его руководством был разработан ряд двигателей, в том числе ОПМ-65. Двигатель планировалось устанавливать на аэроторпеды — прототип современных ракет, составляющих вооружение самолетов, а также на ракетоплан.

В 1938 году, как и многие другие инженеры, Глушко был арестован и осужден по статье «вредительство» на восемь лет лагерей. Он был направлен для работы в «шарашку» (спецтюрьму для проведения научных разработок) при Тушинском авиационном заводе № 82. Здесь он разрабатывает вспомогательные реактивные установки для самолетов. Самостоятельное ракетостроение в те времена было «в загоне»

В 1944 году Глушко освобождают из-под стражи (хотя полная реабилитация и снятие всех обвинений произошли только в 1956 году); он возглавляет ОКБ специальных двигателей в Казани (ОКБ-СД). В 1946 году, после поездки в Глушко в Германию, ОКБ-СД преобразуется в ОКБ-456 на базе авиазавода в Химках. Здесь в 1948 году разработан двигатель РД-100 для ракеты Р-1, а в дальнейшем — множество двигателей для самых разных ракет. Структура Глушко становится безусловным лидером в области создания реактивных двигательных установок.

В 1974 году Глушко возглавляет новую организацию — НПО «Энергия», в которую вошли ОКБ-1 и ОКБ-456. Генеральный конструктор довольно сильно меняет курс предприятия.