Новый XXI век станет веком массовых полётов в космос. Возрастет число стран, реализующих собственные пилотируемые программы, зна­чительно увеличится число космонавтов-профессионалов, работающих на ПКА.

Кроме космонавтов России, астронавтов США и ЕКА, тайконавтов КНР, в космос будут летать японские утюхикоси, индийские гаганавты, турецкие чёкмены, иранские фазанаварды, малазийские анкагасаваны, а также представители Бразилии, Индонезии и других стран, создавших свои ПКА. Значительную часть пилотируемых программ космические державы будут выполнять сообща.

Начиная с полёта Ю. Гагарина, в космосе побывало около 500 человек. Если не брать в расчёт повторные полёты, общее количество людей, сле­тавших в космос за это время, составит почти 1100 человек. Всего в мире было выполнено около 280 пусков П КА с экипажами на борту. При сохра­нении тех же темпов освоения космоса с учётом планов новых стран, за­являющих о своих амбициозных пилотируемых программах, общее число космонавтов-профессионалов, побывавших в космосе, к концу столетия может достичь 7—9 тысяч человек.

В прогнозах многих фантастов и футурологов массовое заселение кос­моса связывается с его колонизацией — созданием автономных челове­ческих поселений. Колонии предполагается создавать на орбите Земли, планетах, их спутниках, астероидах.

Однако веских причин для создания колоний в космосе в XXI веке нет. У человека пока достаточно места на Земле, условия жизни на ней тоже вполне приемлемы. Даже потепление климата не заставит людей поки­дать Землю. Скорее всего, учёными будут найдены способы защиты на­шей планеты от «перегрева». Такие проекты уже предлагаются.

массовые полеты в космос

Кроме того, в соответствии с демографическими прогнозами, темпы роста населения будут замедляться, а затем наступит стабилизация его численности на уровне 10—12 млрд человек (население планеты достиг­нет 10,7 млрд к середине и 12 млрд — к концу 21 века). Так, что демо­графический фактор тоже не будет поводом для расселения людей вне Земли.

Видимо, колонизация космоса начнётся в следующем, XXII веке с соз­дания небольших колоний, ещё не находящихся на полном самообеспе­чении и требующих поставок некоторых изделий (электроники, медици­ны, научных приборов и др.) с Земли.

Задачу колонизации космоса, одну из самых сложных в космонавтике, государства смогут решать либо в рамках международных проектов, либо автономно. В последнем случае это могут быть лишь очень богатые стра­ны с высоким научно-техническим потенциалом и, что не менее важно, — высочайшим национальным духом народа.

В текущем столетии люди будут отдавать приоритет использованию космоса в интересах обеспечения жизнедеятельности на Земле.

Самым большим вкладом в массовые полёты в космос в наступив­шем веке будут полёты туристов. Космический туризм — это система путешествий в космос граждан, не являющихся профессиональными космонавтами. Впервые идею полёта непрофессионального космо­навта изложил А. Кларк в романе «Пески Марса». Прошло всего около 50 лет со времени его написания, и в полёт на яву отправился первый турист американец Денис Тито на российском космическом корабле. В течение 8 лет на «Союзах» в космосе путешествовали 10 человек. Среди них — представители США, ЮАР, Бразилии, Малайзии, Южной Кореи, Канады. Продолжительность полёта каждого из них составля­ла от 8 до 11 суток. Американец Чарльз Симони побывал на МКС даже дважды.

Очарование космосом настолько велико, что люди не жалеют огром­ных денег (каждый полёт на российском ПКА стоил в пределах 25—35 млн долл.), чтобы увидеть Землю из космоса, ощутить невесомость, выполнить интересные эксперименты. В ряде западных стран уже разворачивается целая индустрия по обеспечению полётов в космос обычных граждан, не отличающихся богатырским здоровьем.

А. Кларк давно предчувствовал наступление эры массовых полётов в космос. Он писал: «…тысячи людей будут путешествовать на земную ор­биту, на Луну и обратно. Космические путешествия и туризм однажды станут столь же распространены, как и полёты в экзотические уголки на­шей собственной планеты».

Наибольшую массовость полётов будут обеспечивать, естественно, челночные многоместные корабли. На первом этапе в течение 10—15 лет они будут выполнять, в основном, суборбитальные полёты, а затем — пол­ноценные орбитальные рейсы.

Эпоху массовых путешествий в космос уже до 2015 г. откроют субор­битальные аэрокосмические самолёты типа «SpaceShipTwo» конструк­ции Берта Ругана. Забрав 6 пассажиров на борт, два пилота доставят их на высоту ПО км, и через 5—7 минут они отправят свой лайнер в об­ратный путь. Стоимость билета за такой полёт по «американской горке» составит всего около 200 тыс. долларов. Однако дешевизна здесь кажу­щаяся. В действительности 1 мин. полёта в космосе на челноке Б. Ругана стоит почти в 25 раз больше, чем на «Союзе»! За 7 мин. путешествия по параболе невозможно разглядеть ни Землю, ни Космос. В то время как за 8 дней орбитального полёта можно выполнить массу съемок, экспе­риментов, побывать в открытом космосе и в полной мере почувствовать невесомость. Однако каждый путешественник будет решать сам, чему стоит отдать предпочтение, исходя, конечно, из своих финансовых воз­можностей.

Компания Б. Ругана заявляет о намерениях вывезти в космос 100 тыс. человек за 20 лет. К концу века при постоянном спросе на полёты в космосе может побывать около 600 тыс. туристов. Наверняка, в мире появится несколько компаний, имеющих туристические лайнеры. Тогда общее число туристов в космосе может за столетие достичь 700—800 тыс. человек!

Туристические корабли других типов (лунные, межпланетные и др.) будут выполнять эксклюзивные космические туры и существенно не по­влияют на массовость полётов в космос.

Так или иначе, а космический туристский бум разразится в первой по­ловине XXI века. Его первый максимум будет достигнут к 2040—2045 гг. Затем после некоторого насыщения рынка космических услуг и появ­ления больших многоместных лайнеров возможен второй пик около 2070-2080 гг.

Космические путешествия не ограничатся только полётами на челно­ках и кратковременными полётами на орбите Земли. До 2020 г. появятся орбитальные отели, в которых с комфортом будут размещаться сначала от нескольких человек, затем до десятков, а в последней четверти века до со­тен человек. Их смена будет осуществляться чартерными космолайнера-ми, так же, как сейчас чартерные самолёты перевозят людей на Майорку или Канары.

В последней четверти века появятся туристические корабли, которые смогут безопасно пребывать на любой земной орбите: полярной, геосин­хронной, геостационарной. Особый интерес для путешественников будет представлять геостационарная орбита, поскольку на ней можно завис­нуть над нужной точкой Земли и с помощью самых совершённых оптико-электронных приборов детально изучить из космоса известные географи­ческие достопримечательности — Байкал, Амазонку, Везувий или памят­ники, созданные человеком (египетские пирамиды, Тадж-Махал, Великая китайская стена).

В середине века коммерческие полёты туристов к Луне будут ограниче­ны в силу их дороговизны. К 2070—2080 гг. могут быть созданы многомест­ные лунные орбитальные космопланы, которые увеличат поток туристов к Луне, возможно, до 200—300 человек в год. В период 2080—2090 гг. на больших лунных плато возможно появление туристических баз. Прожи­вающие в них путешественники смогут выходить на поверхность Луны и совершать по ней поездки на луноходах в сопровождении профессио­нальных космонавтов-инструкторов.

Полёты туристов к Марсу, астероидам (астероидов диаметром 1 км насчитывается около 10 тыс.), если и станут возможны, то будут носить единичный характер. О посадке туристов на красную планету в XXI веке речи, видимо, идти не будет.

В новом веке найдут развитие воздушно-космические самолёты, на ко­торых пассажиры смогут легко перемешаться из одной точки Земли в дру­гую. Так, из Москвы до Лос-Анжелеса на гиперзвуковом лайнере можно будет долететь за 3,5 часа. В самолёте сможет размешаться 150—200 чело­век, а скорость его полёта будет в 4 раза больше скорости звука. В той или иной мере концепция воздушно-космического самолёта будет опираться на проект Э. Зенгера, предложенный им ещё в 1932 г.