Авиация и космонавтика шли разными дорогами к одной и той же це­ли — обеспечению массовых полётов обычных граждан.

После первого полёта братьей Райт в 1903 г. авиация начала бурно разви­ваться как сфера частных интересов отдельных людей. Потребовалось почти два десятилетия, для того чтобы государства заинтересовались её использо­ванием для организованных гражданских перевозок и ещё почти столько же, чтобы она заметно повлияла на образ жизни людей. За 100 лет объём авиационных перевозок стал превышать 1 млрд человек в год. В настоящее время гражданская авиация выполняет ежегодно около 2 600 000 рейсов.

Частный пилотируемый космос

Пилотируемая космонавтика, напротив, зарождалась как государ­ственная отрасль. Более 50 лет она находилась в исключительном ведении государств, была символом их мощи и орудием политики. И только в кон­це 20 — начале 21 вв. космонавтика стала сферой интересаов отдельных частных лиц и компаний.

Частный космос может не только приносить большие прибыли владель­цам соответствующих средств, но, как и традиционный, государственный он ведёт к созданию новых технологий, а значит, расширению инноваци­онных возможностей общества. Уже сейчас государственные структуры заимствуют отдельные технологии, изделия и продукты, созданные «част­никами». Например, самолёт-носитель Б. Ругана будет использоваться НАСА для испытаний гиперзвукового аппарата X—37, ракета Falcon—1 уже применяется Минобороны США и гражданскими ведомствами. Раз­работками частной компании Space—X интересуются многие университе­ты. Она же создает космический корабль для доставки астронавтов на ор­биту ИСЗ и может стать первыми частным космическим «извозчиком».

Выведение экипажей ПКА на околоземную орбиту с помощью ракет-носителей является всё-таки дорогим мероприятием. Поэтому в новом столетии вместо них будут реализованы схемы доставки космонавтов на орбиту ИСЗ с помощью лёгких многоразовых самолётных систем. Такие системы станут во второй половине столетия традиционным средством транспортировки людей в космос. Скорое всего, США будет первой страной, реализовавшей данную концепцию, поскольку уже приступа­ет к исследованию этой проблемы и имеет практические заделы в виде «SpaceShipTwo».

Проект первого частного космоплана был реализован так быстро и дешево (за 2 года при затратах около 20 млн долл.), что государственные мужи теперь решают, что же следует, как можно скорее, передать из го­спрограмм частным компаниям в целях их наиболее эффективной реали­зации. В ближайшие 15—20 лет рынок космических услуг будет поделен и место частных компаний в нём станет довольно существенным.

Что же достанется частному космосу из сферы пилотируемой космо­навтики? Прежде всего — космический туризм, во всех его формах, к ко­торому государства будут проявлять минимальный интерес или не будут проявлять его вовсе. Туриндустрия станет осваивать пилотируемый кос­мос очень интенсивно, завоевывая постепенно всё новые и новые рубежи: суборбитальные полёты, короткие орбитальные полёты на космолайне-рах (несколько витков вокруг Земли), полёты в многоместных орбиталь­ных отелях, в том числе с выходом в открытый космос и перемещением по орбите на специальных устройствах — открытых ракетных креслах и платформах. Все это может быть реализовано уже в 30—40-е годы XXI ве­ка. Другими сферами занятости частного бизнеса в пилотируемой кос­монавтике будет доставка грузов и людей на пилотируемые орбитальные комплексы. К середине века эта ниша частными фирмами будет освоена достаточно хорошо.

Кроме того, появятся фирмы по техническому обслуживанию и ремон­ту в космосе ИСЗ. Не исключено, что они будут специализироваться на обслуживании КА определённых типов (связных, военных, научных, дис­танционного зондирования и т. д.). Их деятельность будет осуществляться по контрактам с организациями — владельцами ИСЗ — на основании со­ответствующих лицензий.

Все изделия частных компаний должны будут соответствовать требо­ваниям безопасности, установленным государственными органами. Это ограничение коммерческие фирмы должны принимать безоговорочно.

Чтобы своевременно и эффективно использовать возможности частно­го бизнеса в российской пилотируемой космонавтике, нужно уже сейчас создавать для него необходимые условия и в первую очередь нормативно-правовую базу.