БРСД «Р-11» («Р-11А»…)

Летные испытания и сдача в войсковую эксплуатацию БРК с ракетами «Р-1″,»Р-2» и «Р-5» показали их серьезные недостатки. Одним из главных недостатков была их малая мобильность. Жидкий кислород, который применялся в качестве окислителя, требовал постоянной подпитки баков во время хранения заправленной ракеты на пусковом столе. Армии была необходима ракета, которая бы имела возможность длительного хранения в заправленном состоянии, большую дальность транспортировки по грунтовым дорогам, минимальное время предстартовой подготовки и минимально возможное количество подвижных агрегатов в стартовом комплексе. Все эти характеристики повышали мобильность и скрытность перемещения и применения боевого ракетного комплекса. Простой модернизацией существующих комплексов эти задачи решить было невозможно. Необходимы были новые подходы к их решению.

БРСД "Р-11" ("Р-11А"...)Жидкостная баллистическая ракета «Р-11» с горючим — керосином (Т-1) и окислителем — азотной кислотой (АК-27И). Двигатель ракеты имел «пушечный запуск», без предварительной ступени, не разгоняясь, сразу на полную мощь. Ракета взлетала стремительно и при этом возникали большие перегрузки. Ведущим проекта этой ракеты от ОКБ-1 был В.П.Мишин (заместитель С.П.Королева).

Летно-конструкторские испытания ракеты «Р-11» и подвижного наземного технологического комплекса были проведены на Государственном Центральном полигоне в период с апреля 1953 года по февраль 1955 года в три этапа. Десять пусков ракеты «Р-11» выявили изъяны двигательной установки. Из 10 пусков всего 4 завершились успешно. После устранения причин неисправности летные испытания были возобновлены. В апреле — мае 1954 года испытания были продолжены — ракеты научились летать хорошо. Было проведено 25 пусков — из них 23 успешно.

В июле 1955 года ракета «Р-11» была принята на вооружение с головной частью, оснащенной обычным взрывчатым веществом весом 535 кг.

В соответствии с Постановлением ЦК и СМ от 2 августа 1954 года были проведены работы по приспособлению ракеты «Р-11» для доставки ядерного заряда «РДС-4» мощностью 10 кТ, а так же по созданию для этой ракеты мобильного подвижного комплекса с самоходной пусковой установкой на гусеничном ходу. Модернизированной ракете был присвоен шифр «Р-11М». Эта ракета ввиду небольшой дальности полета являлась оперативно-тактической ракетой. Принятие на вооружение Сухопутных Войск ракетного комплекса «Р-11М» состоялось 1 апреля 1958 года.

ОКБ-1 получило поручение Правительства о создании ракеты с ядерной головной частью для подводных лодок в кратчайшие сроки. С.П.Королев пошел по пути адаптации уже созданных и испытанных ракет к новым условиям. Посоветовавшись с кораблестроителями, «королевцы» занялись модернизацией ракеты «Р-11М», имевшей размеры для размещения на выбранных в качестве возможных носителей подводных лодок. Такой подход позволял уложиться в заданные сроки, но не мог обеспечить создания нового оружия, что и подтвердилось в последствии. Морской ракетный комплекс был очень интересен прежде всего новизной старта: ракета должна была попадать точно в цель, улетая с корабля, вне зависимости от того, что на море: штиль или шторм. В одном из ленинградских ОКБ сделали специальную качающуюся платформу. Эта платформа была смонтирована на полигоне «Капустин Яр«. Пробные пуски ракет проводились с имитацией качки палубы подводной лодки, находящейся в надводном положении.

Летные испытания морского комплекса проводились на Северном Флоте. Для проведения летных испытаний была переоборудована подводная лодка. Она имела большое водоизмещение и мощное торпедное вооружение. В ее рубке оборудовали две вертикальные ракетные шахты. Ракета на пусковом устройстве находилась в шахте, в заправленном состоянии. Перед пуском подводная лодка всплывала на поверхность, ракета с пусковым столом поднималась на палубу. Проводилось ее прицеливание, путем поворота пускового стола вместе с ракетой в сторону цели, а затем ее пуск. На 16 сентября назначили выход на стрельбы. Предстартовая подготовка ракеты начиналась за час до подхода к точке пуска. С.П.Королев руководил подготовкой ракеты к запуску. Белое море 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года — ракета «Р-11ФМ» успешно стартовала с палубы. По пути на базу получили донесение с боевого поля: «Ракета приземлилась в 250 км от точки старта с точностью в пределах тактико-технического задания». Пуски ракет проводились по суше для более точного определения места падения и точности стрельбы.

К октябрю 1956 года было проведено 8 пусков ракет с подводной лодки и только один аварийный. В 1958 году ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки. Была несколько увеличена общая длина корпуса рубки. Торпедное вооружение и энергетическую установку оставили без изменения. До 1961 года построили 23 субмарины. До принятия на вооружение БРПЛ «Р-13» (на базе БРСД «Р-5М»), они несли по три ракеты «Р-11ФМ».

Особый интерес представляла возможность геофизических наблюдений в районах Земли, куда доставлять ранее разработанные ракеты было практически невозможно, например в приполярных районах СССР. Разработка геофизической ракеты проводилась в соответствии с Постановлением от 11 июля 1956 года. Ракета «Р-11А» была предназначена для измерения атмосферного давления на различных высотах от 60 до 160 км, определения оптических свойств верхних слоев атмосферы, измерения концентрации положительных ионов, регистрации числа встреч контейнера с микрометеоритами. В 1958 году было изготовлено семь ракет «Р-11А». Пуски первых двух ракет, предназначенных для летно-конструкторской отработки, проводились в октябре 1958 года на Государственном Центральном полигоне. Результаты этих пусков были успешные. Основной этап летных испытаний. Первый пуск на Новой Земле был проведен в октябре 1958 года, ракета достигла высоты 103 км, система ориентации контейнера с полезной нагрузкой не справилась с возмущениями, однако все приборы, за исключением одного, работали нормально. В целом пуски ракет «Р-11А» в 1958 году позволили выполнить программу Международного геофизического года и получить ценные научные данные.