США не только являются в настоящее время космической державой номер один. Судя по всему, этот статус будет сохранен по крайней мере до середины XXI века. Американцы же надеются, что он будет сохранён на­всегда. Об этом заявлено во всех официальных документах, в том числе и президентских предписаниях. В частности, в 2006 году президент Джордж Буш подписал директиву «Национальная политика в области космоса». В ней он распорядился не заключать соглашений, которые могут ограни­чить свободу действий США в космическом пространстве и лишать досту­па в космос любую «враждебную американским интересам» страну. «Сво­бода действий в космосе также важна для США, как воздушная и морская мощь», — подчёркивается в документе.

Подобные директивы — не слова и декларации. Они подкрепляются расширяющимся объёмом финансирования космической деятельности, который превосходит суммарный объём всех остальных космических дер­жав вместе взятых (см. таблицу 6). Хотя в таблице указана только граж­данская космическая деятельность, можно смело считать, что и в военной сфере США превосходят всех.

Таблица 6. Объём финансирования гражданской космической деятельности в 2007 г. по странам, млрд долл.

США ЕКА Китай Япония Франция Россия Индия
18,82 3,57 2,5 1,91 1,82 1,34 0,84

 

Источник: поданным Федерального космического агентства России, 2009.

Объёмы финансирования НАСА в динамике показаны в таблице 7. Любопытно, что этот бюджет не планируется увеличивать скачкообразно. Он фактически остаётся на одном уровне на протяжении последующих четырёх лет, хотя внутри его произойдёт переструктуризация.

Таблица 7. Бюджет НАСА (финансовые годы, в млн долларах)

Направления 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Наука 4733,2 4503,0 4477,2 4747,4 4890,9 5069,0 5185,4
Землеведение 1237,4 1379,6 1405,0 1500,0 1550,0 1600,0 1650,0
Планетарная наука 1312,6 1325,6 1346,2 1500,6 1577,7 1600,0 1633,2
Астрофизика 1395,6 1206,2 1120,9 1074,1 1042,7 1126,3 1139,6
Физика солнца 787,6 591,6 605,0 672,6 720,5 742,7 762,6
Аэронавтика 511,4 500,0 507,0 514,0 521,0 529,0 536,0
Исследование космоса 3299,4 3505,5 3963,1 6076,6 6028,5 5966,5 6195,3
Системы созвездий 2675,9 3033,1 3505,4 5543,3 5472,0 5407,6 5602,6
Потенциальные 623,5 472,3 457,7 533,3 556,5 558,9 592,7
возможности
Космические операции 5427,2 5764,7 6175,6 3663,8 3485,3 3318,6 3154,8
Шаттл 3295,4 2981,7 3157,1 382,8 87,8 0,0 0,0
МКС 1685,5 2060,2 2267,0 2548,2 2651,6 2568,9 2405,9
Поддержка космических 446,2 722,8 751,5 732,7 745,9 749,7 748,9
полётов
Образование 146,8 169,2 126,1 123,8 123,8 123,8 125,5
Межведомственная 3251,4 3306,4 3400,6 3468,4 3525,7 3561,4 3621,4
поддержка
Центр по управлению 2011,7 2024,0 2084,0 2119,2 2142,5 2166,1 2189,9
и операциям
Агентство по управлению 834,1 921,2 961,2 956,9 964,5 972,3 981,5
и операциям
Институциональные 325,5 293,7 355,4 392,3 418,7 423,0 450,0
инвестиции
Связь с конгрессом 80,0 67,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Общая инспекция 32,6 33,6 36,4 37,0 37,8 38,7 39,6
Всего 17401,9 17782,4 18686,0 18631,0 18613,0 18607,0 18858,0
Источник: NASA. Fiscal Year 2010. Данный бюджет — это заявка НАСА на 2010 ф.г. для
утверждения президентом.

В таблице 8 обращает на себя внимание то, что расходы на исследо­вания Марса в 2009 году резко сокращены с небольшим увеличением в последующие годы. Что и неудивительно, имея в виду логику Пентаго­на. Удивительным выглядит не качественное увеличение расходов (хотя и более чем в два раза, но с незначительного «потолка») на программы, связанные с Луной. Поскольку эти программы теперь наверняка контро­лируются военным ведомством, «финансирование Луны», скорее всего, запрятано в военных расходах США или идёт через другие ведомства или агентства.

Таблица 8. Расходы НАСА на программы «Луна» и «Марс» (финансовые годы, в млн долларах)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Лунная программа 41,3 105,0 103,6 142,6 138,6 145,5 118,7
Наука о Луне 36,2 64,8 33,3 52,4 58,5 64,3 39,4
Исследования лунной атмосферы и пыли 5,1 30,2 66,5 73,9 31,1 0,0 0,0
Международные связи 0,0 10,0 3,7 16,3 48,9 81,2 79,3
Исследование Марса 709,3 381,6 416,1 494,5 405,5 514,3 536,7
Научная лаб. по Марсу 545,0 223,3 204,0 194,6 67,3 65,0 30,0
MAVEN 1,0 6,7 53,4 168,7 182,6 138,4 30,6
Анализ информ. и др. миссий 163,3 151,6 158,7 131,2 155,7 310,9 476,1
Источник: NASA. Fiscal Year 2010.

Напомним, что 14 января 2004 года президент США Дж. Буш-младший представил современную американскую космическую программу. В ней говорилось о новых кораблях, о полёте на Луну, обитаемой базе на спутни­ке Земли, пилотируемой экспедиции на Марс и даже содержались туман­ные намёки на полёты за пределы солнечной системы. В соответствии с этой программой предполагалось в 2010 году прекращение работ на МКС, замена челноков новыми кораблями.

В 2010—2014 годах планируются беспилотные полёты к Луне, в 2015— 2020 годах пилотируемые полёты к Луне, создание на ней обитаемой базы. После 2020 года подготовка экспедиции на Марс, которая должна будет осуществиться в 2040 годы’.

Многие восприняли эту программу как пропагандистский пиар, рас­считанный на текущий момент. Однако, судя по распределению финан­сирования и нынешней деятельности США в космосе, программа реали­зуется, и её необходимо воспринимать всерьёз. Причём именно в связке с программой по Марсу. Как объяснил тогдашний директор НАСА Джон Олсон, взаимосвязь двух программ сводится к тому, что Луна как раз и должна стать плацдармом для полёта на Марс, так что критические заме­чания по поводу того, что лунная программы создана в ущерб марсиан­скому проекту, беспочвенны. НАСА собирается основать на Луне посто­янную базу, где можно было бы производить кислород, ракетное топливо и воду для будущих космических миссий в солнечной системе, экономя на том, что их не нужно будет выводить за пределы земной гравитации. Трёхдневные путешествия на Луну и обратно помогут НАСА подгото­виться к психологическим проблемам, радиации и микрогравитации, ко­торые астронавтам предстоит преодолеть во время многомесячного пу­тешествия на Марс. Олсон подчеркнул: «Ни о каком возврате в прошлое нет и речи. Мы готовимся к непрерывному человеческому присутствию на Луне»’.

И эти слова подтверждаются делами. 19 июня 2009 года НАСА произ­вело запуск ракеты-носителя с двумя зондами для изучения Луны — Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) и Lunar Crater Observation and Sensing Satellite (LCROSS). Аппараты будут исследовать минералы естественного спутни­ка Земли, составлять подробные трёхмерные карты лунной поверхности, искать залежи водяного льда, которые могут существовать в полярных кратерах Луны. Помимо этого LRO займётся изучением потенциального воздействия космического излучения на людей и подбором подходящих мест для будущих поселений.

Другими словами, речь идёт о том, что США приступили к первому этапу рекогносцировки на местности, то есть на поверхности Луны.

Расстояние от Земли до Луны около 386 тысяч километров. Площадь Луны примерно равняется площади Африки. Из окололунного простран­ства можно обеспечить глобальный контроль, например, запусков всех ракет с Земли. Луна — это плацдарм. США недвусмысленно показывают всему миру, что они всерьёз занялись его освоением.

«Дислоцирующиеся на Луне войска имели бы большое стратегиче­ское преимущество при организации военных операций с Луны», — счи­тает американский эксперт по военной географии Джон М. Коллинз из Университета национальной обороны США. Возможно, запуск LRO и LCROSS — один из первых шагов к реализации этих задач2.

Сейчас освоение Луны идёт по линии НАСА, то есть в рамках граждан­ского исследования космоса. Связано ли оно с военными программами, сказать трудно. Хотя это взаимодействие в любом случае неизбежно. По крайней мере происходит увеличение финансирования военного космо­са. Так, по сообщениям печати, в феврале 2007 года президент Буш про­сил конгресс увеличить расходы на военно-космические программы на 25 % в 2008 году. В таком случае расходы на «военный космос» достигали 6 млрд долларов (в 2007 году — 4,8 млрд долларов). Эти суммы предназна­чались на «освоение» семи военно-космических программ. Сюда включе­ны: программа создания перспективных ракет-носителей EELV (Evolved

Expendable Launch Vehicles), расходы на которую заложены Бушем в разме­ре 1,2 млрд долларов, система инфракрасного спутникового наблюдения за запусками ракет SBIRS-H (Space Based Infrared System-High), расходы на которую предусмотрены в размере 1,1 млрд долларов, а также лазер­ная система спутниковой связи TSAT (Transformational Communications Satellite), расходы на которую заложены в размере 1 млрд долларов.

Нельзя сказать, что космическая деятельность США осуществляется без проблем. Наибольшую тревогу у американцев вызывает, как это ни покажется странным, «кадровый состав», то есть проблема специалистов в космической промышленности США. Согласно Аэрокосмической про­мышленной ассоциации, «Соединённые Штаты потеряли 750 ООО науч­ных, технических, производственных и административных работников за последние 14 лет. В 2005 году 55 % работников в аэрокосмической про­мышленности были старше 45 лет, и в 2008 году 25 % уходят на пенсию».

В критически тонах и в деталях проблема космической политики США описана Джорджем Эйби и Нилом Лейном, которые даже в назва­ние работы ввели слова «Gone Astray*, означающие «уйти в сторону, или заблудиться».

Можно, конечно, обсуждать, у кого проблем больше — у США или у России, но США всё равно остаются единственной сверхдержавой, в том числе и в космосе.