Наследство СССР

Советский Союз, предшественник современной России широко известен своими достижениями в части освоения космоса. Первый спутник Земли, первый человек за пределами земной атмосферы. Вынужденная конкуренция с США привела к возникновению ряда амбициозных программ, среди которых и печально известный шаттл «Буран». Однако, смена курса развития страны и перестройка экономики привели к кардинальным переменам в космонавтике. Отсутствие финансирования на долгие годы парализовало развитие отрасли, оставляя единственную возможность продвигаться на данном перспективном рынке, выраженную в виде повторного эксплуатирования разработанных еще во время СССР технологий.

Федеральная космическая программа

На текущий момент в Российской Федерации действует Федеральная космическая программа на период с 2006 по 2015 год. Изначально её финансирование предполагало под собой выделение из бюджета средств в объеме 305 млрд. руб., что эквивалентно примерно 2% мировых затрат на освоение космоса. В последнее время из уст официальных лиц все чаще звучат утверждения о необходимости наращивания объемов финансирования по данному перспективному направлению развития экономики. Сразу после принятия программы на фундаментальные исследования в части развития космических технологий планировалось выделить около 26 млрд. руб. (около 16% от всех ассигнований на ФКП).

Следует отметить, что такое соотношение затрат на развитие технологий изначально является неудовлетворительным, и дальнейшее увеличение финансирования федеральной программы при сохранении 19% соотношения в пользу науки не принесет никакого ощутимого результата. Российская Федерация на текущий момент не располагает ни одним проектом собственного научно-исследовательного космического аппарата. По всем разработкам, направленным на создание принципиально новых технологий на текущий момент снижены приоритеты.

Нынешняя стратегия государства в отношении развития космической отрасли предполагает под собой работу, преимущественно направленную модернизацию уже существующих устройств, которые позволяют максимально экономично выполнять базовые функции космической отрасли. К их числу, например, относится доставка на орбиту спутников и прочего оборудования для третьих стран.

Ежегодное количество и доходность коммерческих запусков космических устройств, млн. долл.

Количество запусков Доход
Международные 4 290
Россия 8 350
США 1 70
Европа 4 490

В программных документах по развитию космической отрасли России заложена информация о 12 крупных научных проектах по трем направлениям: астрофизика, исследования солнечно-земных связей и исследования Солнечной системы.

В соответствии с заявлениями официальных лиц в 2009 году следует ожидать существенного увеличения государственных ассигнований на освоение космоса. В соответствии с заявлениями чиновников, будет уделяться внимание разработкам пилотируемых аппаратов, а также нескольким другим перспективным направлениям.

Среди них присутствует проект по разработке и внедрению технологий дистанционного зондирования Земли и гидрометеорологическому обеспечению при помощи космических средств. Судьба корабля, призванного сменить постепенно устаревающие «Союзы» до сих пор не определена.

Перспективы развития космических технологий, проект «Клипер»

В США ученые работают над проектом нового корабля, который должен сменить шаттлы после прекращения их эксплуатации (не позднее 2010 года). С первого взгляда это кажется шагом назад, т.к. американцы возвращаются от посадки на крыльях к «аполлоновской» капсульной концепции и приземлению на парашюте. У нового российского же «Клипера», первый полет которого запланирован на 2012 год, напротив, корпус с крыльями. Согласно проекту, в основе корабля будет гибридная концепция, которая объединяет в себе положительные качества обоих типов летательных аппаратов.

От капсульного он взял компактную стартовую конфигурацию, хорошо совместимую с системой аварийного спасения, эффективную теплозащиту при спуске, неизменное направление перегрузок, действующих на космонавтов при взлете и спуске. А от крылатого – возможность дополнительного маневрирования и приземления на взлетно-посадочную полосу. Корабль рассчитан на экипаж из пяти человек и состоит из двух модулей: спускаемого аппарата (кабина экипажа, стыковочный, хвостовой и носовой отсеки) и служебного модуля на основе приборно-агрегатного отсека корабля «Союз». Для вывода его на орбиту будет использоваться недорогая ракета-носитель «Союз». К нововведениям относится небольшой воздушно-реактивный двигатель в хвостовом отсеке, который превращает возвращаемую часть корабля в моторизованный планер. Благодаря ему корабль, в отличие от шаттла, может заходить на посадку многократно. В проекте «Клипер» предусматривается еще несколько нововведений. В частности, в систему можно добавить межорбитальный буксир и грузовой контейнер, который сможет доставлять на МКС не две тонны, а 12 тонн груза, что значительно удешевит транспортировку грузов. «Клипер» также планируется задействовать для полетов космических туристов — в состав его экипажа можно включить, например, двоих профессиональных космонавтов, а также четверых пассажиров.

В то же время в США недавно был подписан документ, предусматривающий ускорение работа по созданию в США нового пилотируемого космического корабля Orion и новой ракеты-носителя Ares I для вывода этого корабля на околоземную орбиту. В связи с этим на подпись президенту США был направлен законопроект об увеличении бюджета НАСА в 2009 году до 20, 2 миллиардов долларов, который окончательно утвержден Конгрессом США. В связи с планируемым списанием «шаттлов» в 2010 году текущий план НАСА предполагает ввод в строй корабля Orion и ракеты Ares I в 2016 году.

В разработке программы участвует десять научно-исследовательских центров НАСА, а право строить корабль на конкурсной основе было отдано аэрокосмическому гиганту Lockheed Martin.

Основной контракт с Lockheed Martin на разработку и испытания 25-тонного корабля Orion оценивается суммой 3.9 млрд $, причем работы должны быть выполнены в течение семи лет, с 8 сентября 2006 г. до 7 сентября 2013 г. Сюда включено производство всех экспериментальных наземных кораблей и опытных летных изделий в нескольких вариантах. Условия контракта предусматривают выплату премиальных сумм по конечному результату – при соответствии техническим условиям и выполнении работ в пределах выделенного бюджета и по графику.

В качестве опции в контракт записан серийный выпуск «Орионов» в период с 8 сентября 2009 г. по 7 сентября 2019 г. Количество кораблей и график их поставки не названы: они будут определены по сумме конкретных заказов в пределах общей стоимости опции, которая сейчас обсуждается и не должна превысить 3.5 млрд $. Известно, однако, что первый заказ предполагается выдать осенью 2009 г., через несколько месяцев после намеченного на апрель 2009 г. критического смотра проекта, и что он будет как минимум на два летных корабля. Второй опцией является сопровождение работ в тот же период, которое обойдется заказчику приблизительно в 0.75 млрд $.

Космические проекты, реализуемые Российской Федерацией в рамках международного сотрудничества.

Ракеты-носители и перспективныекосмические транспортные системы

  • Программа создания комплекса для запуска российской РН «Союз-СТ» с космодрома в Гвиане.
  • Сотрудничество в области перспективных ракет-носителей, которое будет осуществляться по трем основным направлениям: многоразовые жидкостные ракетные двигатели на компонентах
    топлива; жидкий кислород/углеводороды; жидкостные ступени многоразового использования; экспериментальные аппараты.

Предоставление услуг по запускам космических аппаратов (КА)

  • Сотрудничество в этой области осуществляется с использованием РН «Протон», «Рокот» (изготовитель — ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), «Союз» (ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»), «Космос» (КБ «ПО «Полет»), «Зенит» («Южный машиностроительный завод» — Украина), «Старт» (МИТ). Для маркетинга на МКР указанных носителей
  • созданы совместные предприятия с участием американских, французских, немецких, украинских и других зарубежных фирм.

Создание элементов ракетно-космической техники

  • Проект «РД-180-Атлас», предусматривающий создание и поставки российского жидкотопливного ракетного двигателя РД-180 для семейства американских РН «Атлас», осуществляемые совместным предприятием RD-AMROSS; программа создания кислородно-водородного блока (12 КРБ) для индийской ракеты-носителя GSLV.

Пилотируемые программы

  • Программа создания, эксплуатации и целевого использования Международной космической станции.

Спутниковая связь и вещание

  • Создание российскими предприятиями НПО ПМ им. М.Ф. Решетнева и РКК «Энергия» им. С.П. Королева современных КА серий «Экспресс» и «Ямал» с использованием элементной базы и отдельных комплектующих изделий производства следующих зарубежных фирм: французских Alcatel Space и Sodem, японских Sumitomo и NTSpace, германской Astrium, американской Boeing.

Координатно-временнoе обеспечение

  • Работа по формированию основ долгосрочного сотрудничества в области глобальных спутниковых навигационных систем с Европой, Индией и со странами СНГ, а также по разработке малого КА «Стерх» (система «Надежда-М») для российского орбитального сегмента системы КОСПАС/САРСАТ.

Космическое материаловедение.

  • Работы по созданию КА технологического назначения «Фотон-М» № 2 для реализации международной программы «Фотон».

Дистанционное зондирование Земли, метеонаблюдение и экологический мониторинг

  • Переговоры с ЕКА и Еврокомиссией по вопросам сотрудничества в области дистанционного зондирования Земли по созданию глобальной системы космического мониторинга в интересах окружающей среды и безопасности.

Фундаментальные космические исследования

  • Реализуются проекты «Спектр-Р» и «Спектр-РГ» в рамках международной программы космических астрофизических исследований «Спектр».

Выводы

Российская фундаментальная космическая наука и сегмент разработки профильных технологий с большими потерями пережил время дефицита финансирования и общегосударственной нестабильности. Однако, на сегодняшний день все еще существует потенциал, который при условии должного финансирования может быть реализован, что позволит России занять достаточно твердую позицию в определенных сегментах рынка космических услуг. Таким направлением может стать доставка грузов на орбиту. На сегодняшний день Россия в силу ряда причин уже является основным исполнителем заказов такого рода. Однако, они производятся с использованием устаревшей техники, рентабельность использования которой постепенно снижается. К примеру, по финансовой отдаче с одного запуска Европа с 2005 года уверенно обгоняет РФ. Ситуация гарантированно изменится в худшую сторону по мере создания новых, более экономичных образцов «космических тягачей».

Возможным сценарием развития космической отрасли России могла бы стать работа, направленная на  поддержание нынешнего уровня предложения услуг по доставке грузов на орбиту, производимая  параллельно с модернизацией космических аппаратов, и разработкой новых технологий. Интеграция в мировую космическую науку должна производиться умеренными темпами при учете нестабильности мировой политической конъюнктуры.