Еще в 1930-е годы академика и выдающегося конструктора Сергея Павловича Королёва не оставляла мысль о создании мощнейшей ракеты, способной вывести на орбиту Земли груз весом более 75 тонн.

По задумке Королёва такая ракета должна была оказаться способной поднять на Венеру или Марс космический корабль с экспедицией, в которую входило бы 10—12 человек. Многие считали проект бесперспективным.

Однако, в 1962 году президент США Джон Кеннеди объявил на весь мир о новой космической программе «Аполлон». В рамках этой программы до конца десятилетия американцы должны были слетать на Луну. Программа была создана для восстановления престижа страны, ведь в этой «космической гонке» после успешного запуска первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина явным лидером был Советский Союз.

В свою очередь, СССР не мог оставаться в стороне, когда его «противник» поставил перед собой столь высокую цель. Именно тогда, в середине 1960-х годов, проект Сергея Павловича по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя был официально одобрен властями.

Так, благодаря политическому противостоянию двух держав, в опытно-конструкторском бюро (ОКБ-1) под руководством Королёва были начаты первые работы по созданию мощнейшей на планете ракеты-гиганта. Задача по созданию двигателей для такого гиганта была предложена выдающемуся специалисту по созданию жидкостно-ракетных двигателей Валентину Петровичу Глушко, давнему коллеге Сергея Павловича. Однако, Глушко ответил отказом, аргументируя это тем, что проект, по его мнению, неосуществим.

После смерти Королёва работы по проекту были продолжены под руководством Василия Мишина. Работы велись в ускоренном темпе, поэтому многое было проработано недостаточно детально. Тем временем, американцы объявляли о всё новых и новых успехах на пути к Луне, что побуждало советских конструкторов работать еще быстрее.

По словам одного из главных конструкторов-создателей ракеты Владимира Бармина, стартовую установку для такой ракеты страна может себе позволить лишь один раз. В случае падения на нее многотонного гиганта воссоздать конструкцию уже не удастся.

Строение ракеты-носителя Н-1

Строение ракеты-носителя Н-1

Итак, пятиступенчатый гигант весом более двух с половиной тысяч тонн, длиной более 75 метров и максимальным радиусом 20 метров был создан и нацелен в небо.

Итак, строительство стартового комплекса для ракеты-гиганта было завершено в 1967 году, а его отработка завершилась лишь к концу следующего года. В то же время трое американских космонавтов совершили облет Луны на космическом корабле «Аполлон-8». Это еще сильнее подстегнуло советских конструкторов.

Первый запуск Н-1 был назначен уже на 21 февраля 1969 года. Ракета поднялась вверх на высоту 200 метров, после чего у нее отказали двигатели первой ступени ракеты-носителя. Многотонный гигант рухнул на Землю в 50 километрах от места запуска. Однако то, что ракета поднялась в воздух, вселило в конструкторов надежду на успех этого проекта.

Следующий запуск состоялся 3 июля 1969 года, но и он окончился взрывом. Частично был разрушен стартовый комплекс. Как выяснилось позже, причиной взрыва стал посторонний предмет, попавший в один из двигательных насосов.

Спустя 2 недели на Землю вернулся американский экипаж космического корабля «Аполлон-11», совершивший успешную посадку на поверхность Луны 21 июля 1969 года. Лунная гонка была проиграна, спешить уже было некуда.

Тем не менее, ракету Н-1 продолжали дорабатвать. После модернизации двигателя, спустя два года, 27 июня 1971 года состоялся третий запуск ракеты-носителя Н-1, на этот раз с маневром «увода» ракеты в сторону от стартового комплекса. На борту находились макеты летательных аппаратов для обеспечения достаточной нагрузки. Ракета стала заваливаться на бок и упала в семи километрах от места старта.

После очередной неудачи политический интерес к этой программе стал угасать. Тем не менее, Мишин не собирался опускать руки. Шла подготовка к четвертому запуску ракеты-гиганта.

23 ноября 1972 года был произведен 4-й запуск. Но, буквально за три секунды до отделения первой ступени ракеты-носителя отключились шесть двигателей, из-за чего последовало резкое падение скорости аппарата. На 107-й секунде полета ракета Н-1 взорвалась, полностью разрушив стартовый комплекс.

Большие надежды возлагались на пятый запуск ракеты, назначенный на август 1974 года. Ракета должна была взлететь с полезным грузом и экипажем на борту. Однако, этому уже не суждено было произойти. Проект был закрыт.